В Центре стратегических разработок прошла лекция Вячеслава Марача

22.03.2016

 Комментируя стратегическое решение о «переносе» науки в вузы по западному образцу, эксперт акцентировал на том, что эта мера пока не принесла ожидаемого результата. «Предполагалось, что от этого получит пользу и наука, и вузы. Вузы должны были обрести систему, подобную физтеховской, когда преподают не профессиональные преподаватели, а ведущие ученые, что позволяет удерживать уровень подготовки на переднем крае. Однако на практике это оборачивается «выжиманием соков» из преподавательского состава: в РГГУ, например, мне сказали, что преподавательская нагрузка доходит до 1.500 часов в год. Когда я посчитал, сколько это в неделю, мне стало непонятно, когда при таком раскладе предполагается заниматься наукой», - говорит Марача.

 
Политика «интернационализации», на взгляд эксперта, пока заключается в «провозглашении показателей»: доли иностранных студентов и преподавателей в вузах, количества публикаций в зарубежных индексируемых изданиях, более высокой «цены» западной степени PhD по сравнению с российской степенью доктора наук. «Когда я спрашиваю западных коллег, что для вас значит «интернационализация», они говорят, что приличный специалист должен иметь возможность хотя бы пару раз в год ездить на хорошие научные конференции, общаться там с коллегами и влиять на международную повестку дня», - сказал Вячеслав Марача.
 
"Успешное развитие исследовательской деятельности предполагает также переход к современным моделям организации научных учреждений и университетов, - считает эксперт. - И здесь важнейший принцип - выделение в них автономных единиц исследовательской деятельности. Второй элемент преобразований – создание в университетах «дирекций развития», занимающихся стратегической аналитикой и планированием. Это «фабрики мысли» (think tanks), определяющие перспективные направления исследований и разработок. Во всем остальном единицы исследовательской деятельности – лаборатории, кафедры, центры – должны иметь максимальную самостоятельность.
 
Третий принцип: административно-управленческий персонал, доставшийся российской науке еще от советского строя и по привычке воспринимаемый как некое монолитное «начальство», необходимо разделить на высшее руководство, операционный менеджмент и сервисную инфраструктуру, которая в отношениях с научными подразделениями должна перейти на принципы «внутреннего заказа». Безусловно, только этих мер недостаточно. Но они необходимое условие конкурентоспособности российской науки. Без них она будет проигрывать западной, и даже при равных условиях финансирования российские ученые будут предпочитать зарубежные университеты и лаборатории".
 
Справка:
Вячеслав Геннадиевич Марача – консультант в области стратегического управления, регионального развития и развития инновационной деятельности, руководитель Международного методологического семинара «Системное мышление и институциональный подход», ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Окончил Московский физико-технический институт (1988) и Академию юриспруденции – Высшую школу права «Адилет» (г. Алматы, заочно, 2000). Кандидат философских наук (ИФ РАН, 2004).
 
В.Г. Марача – автор более 150 научных работ, участник разработок Программы судебной реформы (1994–96), Программы государственного строительства в РФ (1997), Доклада Центра стратегических исследований ПФО «Государство. Разграничение полномочий» (2001), стратегий и программ социально-экономического развития нескольких регионов и городов (с 2004). В качестве руководителя или ведущего консультанта выполнил несколько десятков НИРов и комплексных консалтинговых проектов для органов государственной власти и местного самоуправления, подразумевающих формирование и командную работу полипрофессиональных коллективов ученых, экспертов и консультантов, тесную коммуникацию с заказчиками и стейкхолдерами, создание совместных проектно-аналитических и иных рабочих групп, использование различных игровых форм, стратегических сессий, общественных экспертиз и других форматов модерируемых коммуникаций.